вторник, 7 февраля 2012 г.

Эксперименты Р.Хайнда


Немного позже Р. Хайнд провел гораздо менее жестокие эксперимен­ты, получив, однако, сходные результаты, т. е. показал, что у приматов не только вос­питание с помощью «эрзац-матерей», но даже и кратковременная разлука с матерью вызывает грубые нарушения в поведении. Сначала Хайнд изучил во всех деталях нор­мальное развитие макак резусов при воспи­тании матерями, живущими в небольших группах. Удалось проследить за постепен­ным ростом самостоятельности детеныша.
Мать редко допускает, чтобы детеныш уда­лялся от нее более, чем на расстояние вытя­нутой руки. Видела недавно интересную скульптуру по теме, материал - фарфор. Даже когда детеныш покидает мать, чтобы исследовать окружающую об­становку, он часто возвращается к ней, пользуясь ею как оплотом безопасности. Постепенно, по мере роста самостоятельно­сти детеныша, мать становится менее вни­мательной и даже начинает отклонять некоторые из его попыток контакта. Позна­комившись с естественным ходом развития, Хайнд исследовал влияние изоляции в усло­виях, гораздо менее радикальных, чем опы­ты Харлоу. Когда детенышу исполнялось 6 месяцев, и он мог питаться самостоятель­но, его мать удаляли из группы на несколь­ко дней. Детеныш при этом не попадал в изоляцию, его «усыновляли» другие самки, и он пользовался большим вниманием. Тем не менее, в его поведении обнаруживались значительные изменения: он чаще издавал крики тревоги, меньше двигался и больше времени проводил в характерной сгорблен­ной позе. Когда мать возвращалась, дете­ныш сразу устремлялся к ней и проводил гораздо больше времени, держась за нее, чем это было до разлуки. Характер его от­ношений с матерью отличался от нормаль­ного. На восстановление прежних отноше­ний уходило несколько недель.

Автор сделал несколько интересных вы­водов, имеющих аналогии с формированием привязанности у людей в раннем возрасте. Например, больше всего страдают от корот­кой разлуки те детеныши, чьи отношения с матерью до этого были наименее благопо­лучными. Казалось бы, если отношения и так прохладны, разлука должна в меньшей степени травмировать, однако создавалось впечатление, что такие детеныши как бы обладают меньшим «запасом прочности» и с огромным трудом переносят даже кратко­временное отсутствие матери. Последствия такого перерыва для всех детенышей - как благополучных, так и неблагополучных - оказались всесторонними и устойчивыми. Даже через несколько лет Хайнд мог отли­чать обезьян, различавшихся с матерью, по их большей пугливости в незнакомой об­становке.

Подобным образом изучалось развитие общественного поведения у других млеко­питающих. Одно из самых известных ис­следований в этой области сделано на соба­ках Дж. Скоттом и Дж. Фаллером. Они обнаружили, что в возрас­те от 3 до 10 недель у собак имеется чув­ствительный период, в течение которого щенки формируют общественные контакты. Щенки, изолированные больше, чем на 14 недель, в дальнейшем не реагируют на сородичей, и их поведение совершенно ненормально. Собаки, как и некоторые виды птиц, склонные к половому запечатлению, вполне способны к общественным контак­там не только с особями своего вида, но и с людьми. Для установления дружеских взаи­модействий с людьми щенкам достаточно короткого контакта с человеком в разгар чувствительного периода.

Эти и другие опыты послужили основой для многочисленных и во многом обосно­ванных аналогий с поведением человека и привлекли внимание психиатров, так как давно известно, что дети очень чувстви­тельны к влиянию ранних впечатлений. Дж. Боулби [Bowlby, 1969] предложил тео­рию возникновения привязанности ребенка к матери, которая в большой степени выте­кает из опытов на животных. Он высказал мысль, что период от 18 месяцев до 3 лет наиболее чувствителен и что отделение от матери или отсутствие в этот период фигу­ры, адекватной матери, ведет к тому, что риск психологических нарушений в юности и в последующей жизни сильно повышает­ся. Идея о существовании чувствительных периодов в жизни человека в «чистом виде» поддерживается немногими, но есть под­тверждения того, что разлука с матерью сказывается на ребенке весьма драматично. Широко известны так называемые «ясель­ный эффект» и «эффект госпитализации» - различной степени тяжести нарушения в поведении детей, вызванные расставанием с матерью, а также обеднением условий вос­питания.
В целом можно сказать, что ранний опыт может оказывать настолько существенное влияние на последующее поведение, что у взрослых животных «впечатанные» стерео­типы могут быть столь же прочными, как и врожденные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий