пятница, 17 февраля 2012 г.

Ин­теллект живых существ не обладает универ­сальностью


Обобщение достижений когнитивной этологии позволяет полагать, что ни один биологический вид, включая человека, не является «tabula rasa» для обучения, а ин­теллект живых существ не обладает универ­сальностью.
 
Когнитивная деятельность формируется на основе набора возможно­стей, к которым относятся видоспецифиче­ская фильтрация стимулов, врожденные склонности к образованию одних ассоциа­тивных связей и, возможно, запрет на обра­зование других, набор генетически обуслов­ленных стереотипов, ранний опыт. Все эти истоки когнитивной деятельности оказыва­ют существенное влияние на ее специфику. Животные разных видов демонстрируют способности к чрезвычайно сложным фор­мам когнитивной деятельности в пределах, однако, весьма узких доменов. Видотипиче­ские ограничения формируют специализи­рованное развитие когнитивных способно­стей у животных. Популярны новости компьютерных технологий, которые могут предсказать поведение любого животного.

Процессы обучения во многом управляют­ся наследственно обусловленной предраспо­ложенностью, иными словами, обучение у животных контролируется инстинктом. Обучение в контексте врожденной предрас­положенности происходит часто после единственного сочетания стимулов. Это ка­сается жизненно важных ситуаций, таких как страх хищников, различение родителей, половых партнеров, ядовитых и съедобных объектов. Животные могут быть «обору­дованы» либо готовыми врожденными шаб­лонами восприятия жизненно важных стимулов, либо генерализованными «смут­ными образами», ускоряющими процесс обучения.

Врожденный поведенческий репертуар воздействует на процессы обучения и может вступать в конфликт с приобретаемыми на­выками. Индивидуальный опыт, особенно ранний, может оказывать настолько сущест­венное влияние на общую картину поведе­ния, что «впечатанные» стереотипы могут быть столь же прочными, как и врож­денные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий